Каждому ли фотографу нужен ноутбук или можно жить и без него? И если можно без него, то когда наступает тот момент, когда без ноутбука уже сложно?
Итак. Зачем фотографу может быть нужен ноутбук?
— Отбирать и обрабатывать фотографии. Здесь нельзя сказать, что необходим именно ноутбук. Можно пользоваться стационарным компьютером, что я всегда и делал.
— Повышение мобильности фотографа. Можно работать (отбирать, обрабатывать) не только дома, но и вне дома (кафе, коворкинг, офис итд) или брать с собой в командировки или путешествия. Позволяет и сбросить отснятый материал, и в свободную минуту поработать: между съемками, в ожидании транспорта (рейса, например) или в дороге (например, в Сапсане Питер — Москва можно не терять 4 часа). Это очевидный плюс ноутбука, но это тоже нельзя назвать необходимым. Только если загрузка бешеная, но это не про большинство фотографов.
— Съемка сразу в ноутбук. Вот тут без ноута никуда. И, именно, на этом пункте я хочу остановиться подробнее. Когда возникает необходимость съемки сразу в ноутбук и какие плюсы это даёт?
СЪЕМКА В НОУТБУК
Ты, наверное, знаешь уже в чем суть такой съемки? Но я на всякий случай проговорю этот момент: мы подключаем камеру к ноутбуку, и при съемке фотографии сразу отправляются в ноутбук. Таким образом мы можем сразу их видеть на мониторе в большом размере, а не на маленьком дисплее камеры.
Сразу скажу, что если ты снимаешь событийный репортаж, проводишь много съемок на улице без ассистентов, а скорее всего даже один на один с героем, то ноутбук тебе вряд ли пригодится на съемке. Даже если ты в основном снимаешь частных клиентов в студиях, то ноут тебе тоже не сильно нужен. Может быть даже вреден.
Так, когда же ноутбук всё-таки нужен?
Это съемки, когда на площадке присутствует заказчик или его представитель (но сам не снимается) или когда работает команда. И второй момент, скорее всего это съемки в фотостудии или в каком-то помещении на выезде.
Какие это съемки у меня?
Съемки одежды
Это может быть и каталожная съемка на сайт или маркетплейсы, может быть контент в соц сети, лукбук или имиджевая съемка. Цель и стилистика съемки тут не важны, важно то, что заказчик многие параметры может видеть, контролировать и корректировать прямо в процессе съемки.
— Первое, что я делаю на каждой съемке, это выставляю свет и делаю тестовые кадры. После того, как я всё настрою, показываю результат заказчику. Нравится, не нравится, всё ли устраивает, соответствует ли ТЗ, мудборду, нужны ли какие-то коррективы. Таким образом, я в самом начале съемки согласовываю, что по свету и локации, мы получаем ту картинку, которая нам нужна.
— Второе. Можно сразу же сделать небольшую цветокоррекцию и кадрировать фото. Тем самым можно снять вопросы по цвету или лишнему свободному месту в кадре. Дело в том, что соотношение сторон кадра в камере 3×2, на вайлдберриз 4×3, в инстаграме 5×4. Таким образом, приходится снимать с запасом и потом подрезать фотографии снизу, сверху. И на ноуте можно сразу это продемонстрировать
— Третий момент. На большом мониторе ноутбука хорошо видны различные косяки от лишних складок на одежде до неудачно упавшего волоса. И следить за этими моментами может не только фотограф, но и вся команда и заказчик. Визажист смотрит за прической и макияжем модели, и в нужный момент поправит растрепавшиеся волосы или уберет появившийся блеск на коже. Стилист будет следить за одеждой и расправит складки или поправит одежду, чтобы она правильно сидела на модели. Клиент тоже может вносить свои комментарии и по одежде, так как знает ее как никто другой, и по позированию, если что-то нравится или нет. И мы всё это можем оперативно учитывать и исправлять. Без ноутбука же только фотограф видит, что происходит. А все остальные надеются, что всё хорошо.
Также на мониторе видны и чисто фотографические косяки, которые можно упустить по экранчику камеры. Мелкий мусор в кадре или какие-то нежелательные блики или отражения. Например, я делал портретную съемку и на экранчике камеры не заметил некрасивый блик в очках, который сразу же бросается в глаза на мониторе. На съемке это можно было исправить секунд на 30, а на ретуши я отказался от задумки исправлять этот блик.
— Четвертое. Если мы сняли классный или нужный кадр, то это гораздо понятнее на большом мониторе. Заказчик или команда может сказать, что кадр был и мы не будем тратить время, а перейдем к следующему образу, луку или сцене. Можно сразу проверить все технические моменты от резкости, до моментов по свету, одежде, позированию и не снимать дубли.
Все эти моменты снимают много вопросов и сомнений уже в процессе съемки у заказчика и добавляют уверенности фотографу и команде в том, что всё идет так, как надо.
Имиджевые портреты
Что это такое? Это портретная съемка для бизнесменов, предпринимателей, топ-менеджеров, экспертов, специалистов для развития личного бренда, использования в соц сетях, на сайте, в различных публикациях в тематических изданиях (например, Собака.ru, Коммерсант, vc.ru итд)
Чем такие съемки отличаются от частных съемок для себя?
— Здесь есть четкая задача, показать те или иные моменты, стороны героя для формирования необходимого образа
— Как правило, работает команда. Съемка проходит не один на один с героем. Могут присутствовать представители заказчика (самого героя), так и посредников: продюсеров, сммщиков, представителей рекламного агентства, которые занимаются пиаром героя.
Поэтому здесь так же как и со съемкой одежды работают все четыре пункта, которые я описал про съемку одежды.
— Пятый момент. Можно показать герою, что получается, и тем самым успокоить, расслабить итд.
Ещё бонус для фотографа
— Бывает, что я до конца не понимаю, что имеет ввиду заказчик или чего хочет. Или, возможно, у меня есть какие-то перфекционистические загоны, что с фото что-то не так, а на самом деле клиента всё устраивает. В таких ситуациях бывает очень полезно показать, что получается, утвердить картинку и спокойно продолжать снимать. А если что-то не так, можно обсуждать конкретику и исправлять.